Апр 22 2010

Обсуждение результатов НИР «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий»

20 апреля 2010 года на круглом столе в Государственном университете – Высшей школе экономике состоялось обсуждение результатов НИР «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий», организованное Фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО) при участии Министерства финансов Российской Федерации.

М.Ю.Орлов, председатель Правления Фонда НСФО

20 апреля 2010 года на круглом столе в Государственном университете – Высшей школе экономике состоялось обсуждение результатов НИР «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий», организованное Фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО) при участии Министерства финансов Российской Федерации.

В работе круглого стола под председательством члена Совета по стандартам Фонда НСФО А.О.Бирина приняли участие представители государственных органов, средних и малых компаний, аудиторских компаний, а также профессиональных общественных объединений и научных кругов. С приветственным словом к участникам круглого стола обратились М.Ю.Орлов, председатель Правления Фонда НСФО и Л.З Шнейдман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Министерства финансов РФ.

В своем вступительном слове М.Ю.Орлов отметил, что перед разработчиками НИР стояла непростая задача определить способы обеспечения потребности существующих пользователей бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий, не обременяя при этом сами такие предприятия излишними требованиями к учету.

Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Министерства финансов РФ Л.З.Шнейдман в свою очередь отметил, что выносимый на обсуждение отчет, подготовленный Фондом НСФО по заказу Министерства финансов, представляет собой взгляд в будущее в отношении развития системы учета и отчетности для малого и среднего бизнеса. Министерство финансов уделяет значительное внимание разработке систем дифференцированного учета и в связи с этим ожидает от обсуждения выводов в двух основных областях – концептуальный подход к учету для предприятий малого бизнеса, а также возможности, сферы и пути его упрощения.

Отчет проведенной НИР был представлен участникам круглого стола его основным разработчиком членом Совета по стандартам Фонда НСФО – М.Э. Макаревичем. В своем выступлении докладчик отметил, что целью НИР являлась разработка процедур бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства, которые были выделены согласно критериям, предусмотренным №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В процессе исследования были выявлены существующие требования к бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства со стороны, прежде всего, действующего законодательства, а также некоторых групп пользователей. При этом анализировалось, главным образом, гражданское законодательство и некоторые иные отрасли законодательства, не относящиеся к бухгалтерскому учету. Данный анализ показал:

а) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность для выполнения требований действующего гражданского законодательства, а также нормативных актов других отраслей законодательства.;

б) требования к предоставлению бухгалтерской отчетности не содержат разделения по субъектному принципу (разные требования для разных категорий организаций). Отдельные нормативные акты могут устанавливать дополнительные требования к отчетности тех или иных организаций, однако ключевые нормативные акты в сфере гражданского законодательства предъявляют одинаковые требования ко всем организациям;

в) к информации, требуемой от средних и малых предприятий различными актами небухгалтерского законодательства, а также иными пользователями, относятся следующие показатели бухгалтерской отчетности:

- чистые активы;
- активы;
- основные средства;
- денежные средства;
- уставный капитал;
- резервный фонд;
- задолженность по налогам и сборам;
- задолженность по заработной плате;
- задолженность по кредитам и займам;
- выручка;
- чистая прибыль.

Среди средних и малых предприятий можно выделить т.н. «общественно значимые предприятия», чья деятельность затрагивает интересы широкого круга лиц.

В рамках НИР были предложены следующие виды предприятий, которые могут быть отнесены к «общественно значимым»:

1) организации, осуществившие или намеревающиеся осуществить эмиссию ценных бумаг;
2) организации в форме акционерных обществ;
3) организации, подпадающие под определение профессиональных участников рынка ценных бумаг и квалифицированных инвесторов, как они определены в Законе «О рынке ценных бумаг»;
4) градообразующие предприятия;
5) субъекты естественных монополий;
6) страховые организации;
7) организации-застройщики;
8) управляющие компании.

Изучив мнения представителей средних и малых предприятий относительно возможностей для упрощения требований к бухгалтерскому учету и отчетности, исследователи пришли к следующим выводам:

  • все опрошенные представители средних и большинство представителей малых предприятий ответили, что будут составлять бухгалтерскую отчетность даже в случае, если на законодательном уровне будет разрешено отказаться от ее подготовки;

  • среди основных проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры средних и малых предприятий – высокая периодичность и количественный состав бухгалтерской отчетности;

  • необходимость вести параллельно бухгалтерский и налоговый учет в отношении ряда объектов учета существенно увеличивает трудоемкость ведения учета.

По результатам НИР разработчиками было предложено:

    1. рекомендовать формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий на основе минимально необходимой информации;

    2. рекомендовать перечень возможных упрощенных процедур, которые могут применяться малыми предприятиями при ведении бухгалтерского учета, основанных на принципе двойной записи;

    3. разрешить малым предприятиям готовить бухгалтерскую отчетность один раз в год;

    4. разрешить малым предприятиям при ведении бухгалтерского учета использовать показатели, рассчитанные в рамках налогового законодательства.

По завершении доклада была открыта дискуссия по вопросам поднятым в НИР. В ходе обсуждения выступили И.Р.Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ; А.В.Посельский, начальник отдела методологии Департамента корпоративной отчетности ООО «Проф-медиа Менеджмент", член Национального совета по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО; Н.И.Потявина, заместитель начальника управления статистики цен и финансов ФСГС РФ, представители общественных объединений малого и среднего бизнеса; С.Н.Крюков, начальник финансового отдела группы компаний «Консул»; В.В Дворецкая, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «Урок»; Е.Ю.Диркова, старший научный сотрудник НИИФИ Минфина; Б.Г.Нуралиев, Директор Фирма 1С; И.Н. Ложников, генеральный директор НП «Гильдия аудиторов ИПБР», председатель комитета по бухгалтерскому учету НП «ИПБ Московского региона».

В целом, участники круглого стола одобрили проведенное исследование, однако, по ряду вопросов были предложены альтернативные решения. Так были высказаны сомнения в возможности использования данных налогового учета для целей составления бухгалтерской отчетности, целесообразности сокращения периодичности представления малыми и средними предприятиями бухгалтерской отчетности до одного раза в год, достаточности информации раскрываемой в предложенных разработчиками упрощенных формах бухгалтерской отчетности.

В частности, Н.И Потявина, заместитель начальника управления статистики цен и финансов ФСГС РФ, отметила, что объем информации, содержащейся в предложенных разработчиками формах бухгалтерской отчетности, будет недостаточен для статистических целей. Поэтому, органы статистики, скорее всего, будут настаивать на сохранении, существующих требований к раскрытию информации в этих формах.

Подводя итоги обсуждения, А.О. Бирин отметил, что упрощения несомненно необходимы, но они должны касаться, прежде всего освобождения малых и средних предприятий от бремени оплаты услуг сторонних организаций, например, таких как компании, оказывающие услуги по оценке основных средств и т.п., в то время как сами бухгалтерские процедуры, в большинстве случаев могут быть автоматизированы без значительных затрат.



Заключительное слово было предоставлено директору департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Министерства финансов РФ Л.З. Шнейдману, который отметил, что исследовательская работа, проведенная Фондом НСФО, позволила выявить реальных потребителей бухгалтерской информации малых и средних предприятий, кроме традиционно упоминаемых налоговых и статистических органов и обоснованно показала потребности этих пользователей, в то же время предложенные в исследовании упрощения учета, по его мнению, должны стать предметом дальнейшего анализа и проработки. Завершая свое выступление г-н Шнейдман подвел итог состоявшемуся круглому столу: «сегодня состоялся достаточно полезный и актуальный разговор на тему учета и отчетности малого бизнеса и хотелось бы чтобы Фонд и в дальнейшем продолжал работу в этом направлении».


Отчет о НИР «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий».
Стенограмма круглого стола