Весьма значимое событие состоялось во вторник и среду на этой неделе (11 и 12 декабря) в московской гостинице “Националь”: прошла организованная IIR конференция, главным спонсором которой выступила аудиторская компания “Grant Thornton”, а GAAP.ru вошел в число информационных партнеров.
Весьма значимое событие состоялось во вторник и среду на этой неделе (11 и 12 декабря) в московской гостинице “Националь”: прошла организованная IIR конференция, главным спонсором которой выступила аудиторская компания “Grant Thornton”, а GAAP.ru вошел в число информационных партнеров.
Это событие международного масштаба привлекло внимание ведущих мировых специалистов. Среди делавших презентации участников конференции – представители ведущих аудиторских компаний “Deloitte” (Kobus Moolman с докладом по МСФО (IFRS) 6 “Разведка и оценка минеральных ресурсов”), “Grant Thornton” (Эндрю Уотчман с докладом “Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО): Цели, приоритеты и планы на будущее”), “BDO” (Виталий Шеремет и Йен Кристи, глава лондонского отделения компании, с докладом “Отчетность МСФО в процессе IPO российских компаний”); международного рейтингового агентства “Standard & Poor’s” (Светлана Бородина, “МСФО и рейтинги: Влияние МСФО на оценку российских компаний”); представители наиболее влиятельных российских профессиональных объединений – Борис Колмаков, Михаил Орлов, Олег Аскери, Лариса Горбатова, Аскольд Бирин и другие. Вступительную речь произнес Михаил Киселев, председатель Национального совета по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО.
По ходу своего выступления с докладом “Отчетность кредитных организаций РФ, составленная в соответствии с МСФО” Борис Колмаков, советник президента Ассоциации Региональных Банков РФ, неоднократно указывал на общую отсталость российской системы банковской отчетности: банки вынуждены осуществлять подготовку отчетов в условиях, когда до сих пор не существует официального перевода на русский язык стандартов МСФО. При этом, по словам Бориса Колмакова, уже давно существуют переводы международных стандартов, например, на голландский, немецкий языки – и европейские компании успешно их применяют. Он заявил, что мало “собрать силы” и сделать однократный перевод – эта работа должна вестись на постоянной основе, так как с каждым годом в международные стандарты финансовой отчетности вносятся все новые и новые изменения. Отсутствие официального перевода ведет к расхождениям в трактовках, расхождениям в отчетности банков и претензиям со стороны надзорных органов.
Было отмечено, что, невзирая на значительный прогресс на пути перехода к международной практике, по-прежнему существуют значительные расхождения между российскими ПБУ и МСФО – например, различия в ключевых подходах к отчетности “принципы” против “правил”. В частности, если рассматривать тот же процесс трансформации российских проводок в международную отчетность, выбранную банками в качестве основного способа подготовки отчетности по МСФО, то сам ЦБ РФ предоставляет кредитным организациям определенный набор трансформационных проводок для этих целей. Логика многих из них, по словам докладчика, не выдерживает никакой критики.
Далее, подход к оценке на основе справедливой стоимости, уже давно использующийся в экономически развитых странах Запада. Конечно, отзывы экспертов по вопросу использования fair value весьма неоднозначны (см., в частности, небольшую заметку про мнение, высказанное специалистами Американского института предпринимательства http://www.gaap.ru/news/gaap_ifrs/2034), да и кризис рынка ипотечного кредитования привел к ненадежности оценок на основе рыночных ставок. Проблема же России, по словам Колмакова, в неравномерности территориального распределения банковского капитала. 85% его сосредоточены в 300-400 крупнейший банках, и большинство из них расположены в столичном регионе. В других регионах страны только ещё идет процесс формирования рыночных ставок, в результате чего использование справедливой стоимости на их основе затруднительно.
Наконец, стоят отдельного упоминания различия в самом подходе российских и зарубежных банков к раскрытию информации. Прозрачность российской банковской системы остается на очень низком уровне. Ни один банк не публикует развернутую отчетность на своем сайте, для привлечения инвесторов. Лишь наиболее крупные из них, но эти материалы являются, скорее, выдержками из неё, а не самой отчетностью.
Господин Колмаков также напомнил присутствующим о вступлении с 1 января 302-х правил учета, которые придут на смену 205-м.