Янв 10 2012

Изложение результатов обсуждения практических вопросов применения МСФО в Российской Федерации на заседании круглого стола

Изложение результатов обсуждения практических вопросов применения МСФО в Российской Федерации на заседании круглого стола, состоявшемся 23 ноября 2011 года и организованным Фондом «Национальный совет по финансовой отчетности» совместно с аудиторско-консультационной компанией «Deloitte» при поддержке Минфина России

Общее резюме обсуждения

Успех внедрения требования о составлении консолидированной отчетности по МСФО российскими организациями в соответствии с Законом 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» во многом зависит от эффективности совместных действий  регулирующих органов, профессионального и бизнес-сообщества.  В связи с этим наличие в первые годы внедрения МСФО постоянно действующего профессионального форума с участием представителей регуляторов, профессиональных и деловых кругов представляется одной из важных инициатив, которые были выработаны в ходе обсуждения на заседании 23 ноября.

Участники обсуждения пришли к выводу о необходимости создания такого форума на базе экспертного органа по переводу МСФО на русский язык – Национальной организации по стандартам финансовой отчетности – с участием представителей Минфина России, ФСФР России и Банка России, с привлечением к его работе представителей бухгалтерской и аудиторской профессий, составителей отчетности, аналитиков, иных пользователей финансовой отчетности.

В рамках работы такого форума представляется возможным выработать единую и последовательную позицию по вопросам практического применения МСФО российскими организациями, что имеет особенно важное значение на этапе внедрения международных стандартов.

Ниже представлены результаты обсуждения вопросов практического внедрения МСФО в Российской Федерации.

1.Сфера применения

Закон 208-ФЗ от 27.07.2010 указывает, что сфера действия данного закона распространяется на “[…] организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг”. Вместе с тем, Закон 208-ФЗ содержит ссылку на требования "составлять, представлять и (или) публиковать  консолидированную (сводную) финансовую отчетность в соответствии с другими законами либо учредительными документами". В соответствии с Законом N 39-ФЗ от 22.04.1996 требование   о составлении консолидированной финансовой отчетности распространяется на всех эмитентов, подпадающих под требования о предоставлении проспектов эмиссии и ежеквартальных отчетов эмитента.

Вопрос 1.1:  Какими требованиями будет регулироваться подготовка консолидированной финансовой отчетности эмитентами, предоставляющими проспекты эмиссии и ежеквартальные отчеты, но не подпадающими под действие Закона 208-ФЗ от 27.07.2010  (т.е. ценные бумаги которых размещены путем открытой подписки, но не допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг)?

Результат обсуждения: Исходя из действующей редакции Законов 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности» и  N 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» эмитенты, предоставляющие проспекты эмиссии и ежеквартальные отчеты, должны составлять промежуточную и годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона 208-ФЗ от 27.07.2010. В то же время окончательной позиции у регуляторов – Минфина РФ, ФСФР – по данному вопросу нет.

Рекомендация: участники Круглого стола рекомендуют регулирующим органам выпустить дополнительное разъяснение по данному вопросу в максимально короткие сроки.   Для эмитентов возможным механизмом может быть обращение в ФСФР для получения освобождения от предоставления консолидированной финансовой отчетности по МСФО ,  в случае, если на  общем собрании акционеров акционерного общества с числом акционеров менее 500 большинством в три четверти  будет принято решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением об освобождении от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

 

Вопрос 1.2:  Имеются ли в виду исключительно российские фондовые биржи и (или) иные российские организованные рынки ценных бумаг?

Результат обсуждения: Участники Круглого стола согласились с тем, что речь идет о российских организованных рынках ценных бумаг.

 

Вопрос 1.3: Означает ли «допущены к обращению» включение в котировальные списки или торговлю (listed / traded)?

Результат обсуждения: Участники Круглого стола согласились с тем, что в Законе 208-ФЗ речь идет как о ценных бумагах, включенных в котировальные листы (listed), так и о ценных бумагах, не включенных в котировальные листы, но допущенных к обращению, т.е. торгующихся на организованном рынке ценных бумаг (traded).

 

Вопрос 1.4: Относятся ли к таковым ценные бумаги, представленные на внебиржевом рынке РТС?

Результат обсуждения: Участники Круглого стола согласились с тем, что внебиржевой рынок РТС не является организованным рынком ценных бумаг, и поэтому представленные на нем ценные бумаги не относятся к ценным бумагам, допущенным к обращению у организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

 

Вопрос 1.5: Должна ли организация, которая не имеет дочерних организаций, но соответствует требованиям статьи 2 Закона "О консолидированной отчетности", составлять отчетность по МСФО?

Результат обсуждения: У регулирующих органов нет однозначной позиции по данному вопросу, что позволяет сделать вывод о возможности как узкой трактовки данной нормы (под действие Закона 208-ФЗ подпадают только организации, имеющие дочерние организации), так и более широкой трактовки (под действие Закона 208-ФЗ подпадают все организации, перечисленные в части 1 статьи 2 данного Закона, независимо от того, имеют они дочерние организации или не имеют). Кроме того, участники Круглого стола обратили внимание на то, что может возникнуть ситуация, при которой организация может не иметь дочерних организаций по российскому законодательству, но быть обязанной составлять консолидированную отчетность в соответствии с МСФО.

 

Рекомендация: участники Круглого стола рекомендуют:
1. Регулирующим органам – определиться с позицией по данному вопросу и выпустить соответствующее разъяснение/требование в рамках компетенции указанных органов. При этом, по мнению участников Круглого стола, важно соблюсти принцип единообразия финансовой информации, которую представляют/раскрывают организации, подпадающие под действие закона 208-ФЗ от 27.07.2010.
2. Организациям – имея в виду различия между нормами российского законодательства и требованиями к составлению консолидированной отчетности в МСФО, провести анализ своих отношений с организациями, которые не являются дочерними по российскому законодательству, но могут соответствовать критериям дочернего предприятия по МСФО (например, т.н. компании специального назначения – SPE).

 

Вопрос 1.6: Может ли организация включить в проспект эмиссии (отчет эмитента) консолидированную отчетность материнской компании?

Результат обсуждения: Участники Круглого стола согласились с тем, что Закон 208-ФЗ распространяется на отчетность эмитентов ценных бумаг, не затрагивая их материнские компании, компании, гарантирующие выпуск ценных бумаг данных эмитентов и иные компании, отчетность которых может быть интересна инвесторам в ценные бумаги данных эмитентов.

 

Вопрос 1.7: Какие  международно признанные  правила подготовки отчетности, кроме US GAAP, дают отсрочку до 2015 г.?

Результат обсуждения: Участники Круглого стола согласились с тем, что, кроме US GAAP, сложно обозначить какие-либо другие стандарты финансовой отчетности как международно признанные.

 

Вопрос 1.8: Ст.2 п.2 Закона 208-ФЗ требует составления и представления консолидированной финансовой отчетности в случае, когда это предусмотрено федеральными законами. Значит ли это, что:
- п.91 Приказа Минфина №34-н не рассматривается, и соответственно организации, обязанные в соответствии с ним составлять сводную бухгалтерскую отчетность, находятся вне сферы действия Закона 208-ФЗ?
- Будет ли дополнительное указание для таких организаций по процедуре и датам предоставления консолидированной финансовой отчетности МСФО?

Результат обсуждения: Приказ  Минфина №34-н планируется к отмене после того, как вступит в силу требование Закона 208-ФЗ о подготовке организациями консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Соответственно, те организации, которые попадут под действие Закона 208-ФЗ, будут составлять консолидированную отчетность по МСФО; остальные организации, которые ранее готовили сводную отчетность в соответствии с требованиями Приказа  Минфина №34-н, но не попали под действие Закона 208-ФЗ, не будут обязаны составлять консолидированную/сводную отчетность.

 

2.Объем/состав первой отчетности по МСФО

 

Вопрос 2.1:  Закон 208-ФЗ от 27.07.2010 не устанавливает требований о представлении сравнительной информации при подготовке отчетности «за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации» (далее – «Год 1»), и не указывает даты перехода на МСФО для организаций, которые ранее не готовили консолидированную отчетность по МСФО. Требование о подготовке и аудите консолидированного отчета о финансовом положении на 1 января 2011 года потребует от организаций подготовки расчетных оценок задним числом, что является нарушением базовых принципов бухгалтерского учета. Проведение аудита таких оценок не всегда представляется возможным ввиду отсутствия необходимых аудиторских доказательств (например, невозможности присутствия при инвентаризации на прошедшую дату).
Будет ли организация считаться нарушившей требование статьи 3 Закона 208-ФЗ от 27.07.2010 «Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО», если по ее финансовой отчетности, подготовленной, по мнению организации, в соответствии с МСФО, аудитором выдано мнение с оговорками, отрицательное мнение или отказ от выражения мнения? Будет ли организация считаться нарушившей данное требование Закона, если за Год 1 она подготовит предварительную финансовую отчетность (как часть процесса перехода организации на МСФО) и такая отчетность будет заверена аудитором в рамках специального аудиторского задания?

Результат обсуждения:
Положения Закона 208-ФЗ в отношении первого года, за который составляется консолидированная финансовая отчетность по МСФО, однозначны: отчетность составляется, начиная с отчетности за год, следующий за годом признания МСФО к применению на территории РФ. Соответственно, в случае, если признание МСФО произойдет до конца 2011 года, первая консолидированная отчетность по МСФО должна быть составлена за 2012 год.  При этом, поскольку отчетность по МСФО, согласно требованиям самих стандартов, должна быть представлена со сравнительной информацией как минимум за один предшествующий год, отчетность за 2012 год должна будет представляться со сравнительной информацией за 2011 год.
Таким образом, по объективным причинам высоко вероятны оговорки в аудиторском заключении по первой консолидированной отчетности по МСФО, составленной организацией в соответствии с требованиями Закона 208-ФЗ. Представители регулирующих органов подтвердили понимание данной проблемы в той части, что некоторые организации представят первую консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2012 год с аудиторским заключением, содержащим оговорки, отрицательное заключение или отказ  от выражения мнения.
В то же время организация будет считать нарушившей требования Закона 208-ФЗ, если за 2012 год она подготовит предварительную финансовую отчетность (как часть процесса перехода организации на МСФО), а не полноценную отчетность по МСФО, включающую сравнительную информацию за предшествующий год, даже в случае, если такая отчетность будет заверена аудитором в рамках специального аудиторского задания.

 

Вопрос 2.2: В отличие от Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", МСФО не устанавливает требования о том, что отчетным годом для всех организаций является календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно). Могут ли российские организации принять решение о смене финансового года для целей подготовки отчетности по МСФО? Возникнет ли в таком случае противоречие с определением финансового года для целей Закона N 39-ФЗ?

Результат обсуждения: Представители регулирующих органов – МФ, ФСФР и ЦБ РФ – негативно отнеслись к идее выбора для консолидированной отчетности по МСФО финансового года, отличного от календарного. В свете требований Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", по мнению представителей регулирующих органов, можно сделать вывод о том, что выбор для целей консолидированной отчетности по МСФО финансового года, отличного от календарного, для российских организаций предположительно не представляется возможным.  В то же время для ряда отраслей сезонного характера (например, сельское хозяйство) выбор финансового года, отличного от календарного, является объективной необходимостью для обеспечения адекватного отражения в отчетности производственного цикла, что, безусловно, в интересах пользователей отчетности - инвесторов.

Рекомендация: регулирующим органам рассмотреть возможность выбора организациями (при соблюдении определенных критериев) для целей консолидированной отчетности по МСФО финансового года, отличного от календарного.

3.Основа представления. Правила оценки и признания активов и обязательств

 

Вопрос 3.1: МСФО 1 устанавливает ряд исключений/освобождений для организаций, впервые применяющих МСФО. В частности, предусмотрено освобождение в отношении использования переоцененной согласно РСБУ стоимости объекта основных средств на дату (или ранее) перехода на МСФО в качестве условной первоначальной стоимости на дату переоценки, если на дату переоценки переоцененная стоимость была в целом сопоставимой со справедливой стоимостью. Согласно РСБУ переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости, которая может отличаться от справедливой стоимости, определенной в соответствии с МСФО. При каких условиях текущая (восстановительная) стоимость, рассчитанная в соответствии с РСБУ, может считаться в целом сопоставимой со справедливой стоимостью для целей МСФО?  

 

Вопрос 3.2: МСФО 1 устанавливает ряд исключений/освобождений для организаций, впервые применяющих МСФО. В частности, предусмотрено освобождение в отношении учета объединений бизнеса организациями, которые ранее не готовили консолидированную отчетность. Могут ли российские организации, которые ранее не готовили консолидированной отчетности в соответствии с РСБУ (в нарушение Приказа МФ РФ № 112), воспользоваться данным освобождением? Могут ли российские организации, которые ранее не готовили консолидированной отчетности в соответствии с РСБУ (в нарушение Приказа МФ РФ № 112), не представлять сверок капитала по РСБУ с капиталом по МСФО на дату перехода на МСФО и на дату окончания последнего периода перед Годом 1, а также сверки общего совокупного дохода за период, предшествующий Году 1?

Результат обсуждения по вопросам 3.1 и 3.2: данные вопросы являются не столько вопросами регулирования применения МСФО на территории РФ, сколько вопросами по технике первого применения МСФО. Участники круглого стола согласились с тем, что информация о том, каким образом эти вопросы могут быть решены, была бы очень полезна организациям, которые в 2012 году будут впервые применять МСФО. Также участники круглого стола согласились с необходимостью создания профессионального форума с участием представителей регулирующих органов, профессионального и делового сообщества. В рамках такого форума российские организации могли бы обсуждать вопросы практического применения МСФО, что особенно важно на этапе внедрения международных стандартов.

 

Вопрос 3.3: Статьей 3 закона 208-ФЗ от 27.07.2010 установлен источник методологических требований к составлению консолидированной финансовой отчетности (МСФО). Каким образом будет характеризоваться отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, получившими признание на территории РФ:
 - отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО;
 - отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, признанными для применения на территории РФ;
 - иным образом?

Результат обсуждения: Закон 208-ФЗ не ограничивает организации в использовании любой из предложенных формулировок: «отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО», «отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, признанными для применения на территории РФ». В то же время, исходя из того, что МСФО, которые в настоящее время  находятся в процессе признания для применения на территории РФ, на сегодняшний день не содержат существенных отличий от МСФО, принятых КМСФО, формулировка «отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО» представляется предпочтительной, т.к. она не вызывает дополнительных вопросов у пользователя отчетности. При этом важно, чтобы все новые стандарты и изменения к существующим стандартам оперативно переводились на русский язык, чтобы исключить ситуации, когда российская организация решила использовать возможность раннего применения нового стандарта/новой нормы стандарта, но текст стандарта еще не переведен на русский язык. В то же время принятые условия признания МСФО  не исключают возникновения ситуации, при которой между МСФО, признанными для применения на территории РФ, и МСФО, принятыми КМСФО, возникнут отличия (например, если МФ РФ не одобрит какой-либо стандарт, принятый КМСФО, для применения на территории РФ). В таком случае формулировка «отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, признанными для применения на территории РФ» станет единственно возможной.

 

Вопрос 3.4:Какие последствия будет иметь выявление различий между русским и оригинальным текстом МСФО (если такие различия будут выявлены)?

Результат обсуждения: В случае выявления различия между русским и оригинальным текстом МСФО экспертному органу дается 40 дней на проведение экспертизы выявленного несоответствия. Если экспертный орган придет к выводу о том, что проблема несоответствия действительно существует, он должен обратиться в МФ РФ с соответствующим заключением, после чего МФ РФ должен обратиться в Фонд КМСФО с просьбой предоставить исправленный перевод, поскольку текст перевода, согласно договору между МФ РФ и Фондом КМСФО, предоставляет КМСФО. В общей сложности устранение выявленного несоответствия может занять около года. Поэтому необходимо в ходе экспертизы текста перевода постараться исключить возникновение таких несоответствий. В целом, было бы полезно создать на сайте экспертного органа – НСФО – специальный сервис по сбору информации о возможных несоответствиях текста русского перевода оригинальному тексту МСФО.



Вопрос 3.5: «Консолидационный блок» стандартов МСФО вступает в силу с 01.01.2013. Среди прочих изменений, данные стандарты меняют требования и подходы к определению контроля. Может ли организация досрочно применить данные стандарты, не нарушив при этом требований Закона 208-ФЗ?

Результат обсуждения: Раннее применение стандартов не противоречит требованиям Закона №208-ФЗ. Минфин России совместно с экспертным органом (НСФО) будет принимать все усилия для того, чтобы обеспечить оперативный перевод всех новых стандартов/изменений к стандартам на русский язык, предоставив таким образом российским организациям возможность раннего применения новых стандартов/положений стандартов.


4. Вопросы аудита

Вопрос 4.1: Статья 5 закона 208-ФЗ от 27.07.2010 определяет необходимость проведения аудита годовой консолидированной отчетности.  Какими стандартами аудита должны руководствоваться аудиторы при аудите отчетности (российскими, международными или обоими)?

Результат обсуждения: Аудит должен проводиться в соответствии с законодательством РФ, т.е. в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности». В то же время никаких ограничений использовать в процессе аудита, в дополнение к российским стандартам аудита, международные стандарты аудита в том случае, когда у организации, которая составляет отчетность по МСФО, существует потребность в ее предоставлении зарубежным или иным пользователям, для которых предпочтительнее получить отчетность, проаудированную в соответствии с международными стандартами аудита. На сегодняшний день российские ФСАД не противоречат международным стандартам аудита, хотя между ними нет полного соответствия. Таким образом, теоретически возможна ситуация, когда в аудиторском заключении в отношении отчетности по МСФО будет указано, что ее аудит проведен в соответствии как с российскими, так и международными стандартами аудита. В то же время, нельзя исключить ситуацию, при которой в будущем между российскими и международными стандартами аудита могут возникнуть противоречия.

 

Вопрос 4.2: Будут ли предъявляться какие-либо дополнительные требования к аудиторам, претендующим на осуществление аудита отчетности по МСФО?

Результат обсуждения: Аудит консолидированной отчетности по МСФО должен проводиться в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деятельности. Соответственно, все аудиторские организации, которые действуют в соответствии с указанным законодательством и имеют в штате аудиторов с аттестатами нового образца, имеют право на проведение аудита консолидированной отчетности по МСФО. Никаких дополнительных требований к аудиторским организациям, осуществляющим аудит отчетности по МСФО, не планируется.
Другой вопрос – в том, насколько все соответствующие данным критериям российские аудиторские организации готовы оказывать услуги по аудиту отчетности по МСФО, поскольку далеко не все из них имеют необходимый опыт, что создает дополнительные риски некачественного аудита для организаций и пользователей этой отчетности. В то же время организации, которые в 2012 году будут впервые применять МСФО, не всегда понимают, какие критерии целесообразно использовать при выборе аудитора своей первой отчетности по МСФО. В связи с этим было предложено подготовить рекомендации по выбору аудитора отчетности по МСФО для организаций, которые в 2012 году будут впервые составлять такую отчетность.

 

Вопрос 4.3: Статья 5 закона 208-ФЗ от 27.07.2010 определяет необходимость проведения аудита годовой консолидированной отчетности.  Пп. 10 п. 1 статьи 48 закона 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров отнесен вопрос об утверждении аудитора общества. Означает ли требование об обязательном аудите, что аудитором российской и международной отчетности должна быть одна и та же организация? Необходимо ли вносить изменения в учредительные документы, устанавливающие наличие отдельных компетенций советов директоров и общего собрания акционеров утверждению аудитора для бухгалтерской отчетности и аудитора для консолидированной финансовой отчетности?

Результат обсуждения: Требование об обязательном аудите консолидированной отчетности по МСФО не означает, что у акционерного общества может быть только один аудитор, утвержденный на общем собрании акционеров. Требования Закона №208-ФЗ от 26.12.1995 в части утверждения аудитора общества на общем собрании относятся к аудиту бухгалтерской отчетности акционерного общества, подготовленной в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, т.е. бухгалтерской отчетности юридического лица. Вопрос о необходимости внесения изменений в учредительные документы, устанавливающие наличие отдельных компетенций советов директоров и общего собрания акционеров в части  утверждения аудитора для бухгалтерской отчетности и аудитора для консолидированной финансовой отчетности, относится к сфере корпоративного права и управления и не является предметом обсуждения на круглом столе. По мнению участников круглого стола, решение данного вопроса полностью зависит от позиции организации и ее акционеров.


5.Вопросы промежуточной отчетности

Вопрос 6.1: Закон 208-ФЗ от 27.07.2010 требует подготовки консолидированной финансовой отчетности начиная с отчетности за Год 1. Следует ли понимать это требование таким образом, что подготовка промежуточной консолидированной финансовой отчетности эмитентов за промежуточные периоды Года 1 не требуется? Следует ли под промежуточной консолидированной финансовой отчетностью понимать только отчетность за шесть месяцев финансового года?

Результаты обсуждения: Статьей 30 Закона 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что промежуточная консолидированная (сводная) финансовая отчетность эмитента раскрывается или предоставляется не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала текущего финансового года, а также включается в состав ежеквартального отчета за третий квартал текущего финансового года. Статьей 8 Закона 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» определено, что «организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации».

Таким образом, по мнению большинства участников круглого стола в случае, если МСФО будут признаны к применению на территории РФ до конца 2011 года, первая промежуточная отчетность должна представляться за 1 полугодие 2013 года (со сравнительными данными за 1 полугодие 2012 года) в составе ежеквартального отчета за 3 квартал 2013 года. Обязанность организаций – эмитентов ценных бумаг составлять и представлять/раскрывать промежуточную консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 1 и 3 кварталы действующим законодательством не предусмотрена.