На заседании Совета по стандартам, состоявшемся 21 февраля состоялось обсуждение проектов писем-комментариев к вынесенным Советом по МСФО на публичное обсуждение проектам предлагаемых изменений в МСФО 1 «Принятие МСФО впервые» и МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» - Стоимость инвестиций в дочерние, совместно-контролируемые и ассоциированные компании и в МСФО 2 «Платежи, основанные на долевых инструментах» и КИМФО 11 МСФО 2 – Операции с выкупленными собственными долевыми инструментами и долевыми инструментами компаний группы», подготовленных персоналом Фонда для вынесения на публичное обсуждение и направления в Совет по МСФО. Предварительный обмен мнениями по вынесенным Советом по МСФО на публичное обсуждение проектам интерпретаций IFRIC D23 «Распределение активов, иных, чем денежные средства собственникам» (Distributions of Non-cash Assets to Owners) и IFRIC D24 «Вклады потребителей» (Customer Contributions) было решено перенести на следующее заседание.
Представляя участникам заседания подготовленный проект письма-комментария к «Проекту предлагаемых изменений в МСФО 1 «Принятие МСФО впервые» и МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» - Стоимость инвестиций в дочерние, совместно-контролируемые и ассоциированные компании», проектный менеджер отметил, что в соответствии с результатами предварительного обмена мнениями, состоявшимся на прошлом заседании Совета в проекте письма-комментария выражается согласие с предложением СМСФО использовать в качестве двух альтернатив при определении «условно-первоначальной стоимости» справедливой стоимости инвестиций в дочерние, совместно-контролируемые или ассоциированные компании» при первом принятии МСФО их справедливой стоимости на дату перехода или их балансовой стоимости по ранее использовавшимися национальным ОПБУ. Кроме того, выражается поддержка расширению сферы применения предлагаемых изменений и на совместно-контролируемые или ассоциированные компании, что отсутствовало в предыдущей версии документа. В отношении исключения из IAS 27 т.н. «метода первоначальной стоимости», предлагается поддержать само исключение, а также требование о признании получаемых дивидендов в качестве дохода, независимо от того из какой нераспределенной прибыли происходит выплата, но не согласиться с вводимым требованием, проводить тестирование таких инвестиций на обесценение при каждой выплате дивидендов. Необходимость проведения тестов на обесценение предлагается ограничить моментом первой выплаты дивидендов непосредственно после перехода на МСФО, а так же теми случаями, когда выплачиваемые дивиденды по своей сумме превышают нераспределенную прибыль, накопленную с даты предыдущего тестирования на обесценение. Предложение об особом порядке оценки инвестиций вновь созданной материнской компании в уже существующую материнскую компанию, при соблюдении ряда условий, также предлагается поддержать.
В ходе состоявшегося по завершении презентации обсуждения присутствовавшие на заседании члены Совета, в целом поддержали подготовленный проект письма-комментария. Однако при этом, было высказано мнение о том, что тестирование на обесценение необходимо ограничить только случаем первоначального представления инвестиций в отдельной финансовой отчетности непосредственно после перехода на МСФО, поскольку это позволит повысить степень достоверности их оценки в балансе. По мнению ряда членов Совета выплата дивидендов сама по себе не является критерием наличия потенциального обесценения и поэтому не может использоваться в таком качестве. В связи с эти было предложено внести соответствующие корректировки в письмо-комментарий и вынести альтернативные варианты на заочное голосование.
Представляя участникам заседания подготовленный проект письма-комментария к «Проекту предлагаемых изменений в МСФО 2 «Платежи, основанные на долевых инструментах» и КИМФО 11 МСФО 2 – Операции с выкупленными собственными долевыми инструментами и долевыми инструментами компаний группы», проектный менеджер отметил, что в соответствии с результатами предварительного обмена мнениями, состоявшимся на прошлом заседании Совета в проекте письма-комментария выражается согласие с предложением СМСФО распространить действие IFRS 2 на финансовую отчетность дочерних компаний, работники которых получают вознаграждение от материнской компании (или иной компании группы) денежными средствами в суммах, определяемых на основе стоимости долевых инструментов, либо самой дочерней компании, либо ее материнской компании, т.е. поддержать требование о том, чтобы дочерняя компания признавала в своей отчетности затраты на услуги, предоставляемые такими работниками по справедливой стоимости обязательства, возникающего у материнской компании с одновременным признанием в капитале, т.е. «вклада материнской компании» в аналогичном размере. Также предлагается поддержать предлагаемый порядок учета, в соответствии с которым последующие изменения в справедливой стоимости обязательства материнской компании перед работниками дочерней компании признаются в финансовой отчетности последней в качестве расхода/дохода в финансовом результате с одновременной корректировкой суммы «вклада материнской компании». При этом, однако, предлагается рекомендовать СМСФО включить данные соглашения в сферу применения IFRS 2 не путем введения дополнительных исключений из определения выплат денежными средствами, основанных на долевых инструментах, содержащегося в нем, а путем корректировки самого определения.
В ходе состоявшегося по завершении презентации обсуждения мнения присутствовавших на заседании членов Совета разделились. Часть членов Совета поддержала позицию, представленную в проекте письма-комментария. Другие высказали сомнения в том, что предлагаемый порядок учета обеспечивает достоверное представление результатов деятельности и финансового положения дочерней компании. По их мнению, расходы и обязательства возникают только у материнской компании и поэтому не должны вовсе признаваться в финансовой отчетности дочерней компании. Дочерняя компания не имеет обязательств, и следовательно расходов, поскольку в будущем у нее не возникнет никакого оттока ресурсов, необходимых для оплаты услуг, предоставленных работниками. Оппонирующие им члены Совета отметили, что в данном случае имеет место потребление ресурсов, которые предоставляются компании по номинальным ценам, а не по реальной рыночной стоимости, поэтому имеет смысл учитывать соответствующие затраты и «вложения материнской компании» по их справедливой стоимости. Непризнание таких затрат и источников их финансирования приведет к недостоверности и несопоставимости раскрываемой в финансовой отчетности дочерней компании информации. Далее было высказано предложение, как минимум, раскрывать факт наличия таких договоров с работниками дочерней компании в примечаниях к ее финансовой отчетности совместно с оценкой денежных выплат, которые будут осуществлены материнской компанией. По итогам обсуждения проектному менеджеру было предложено доработать и вынести на заочное голосовании проект-письма комментария, возможно с представлением на голосование и альтернативных формулировок.