На заседании Совета по стандартам, состоявшемся 12 апреля 2007 года, обсуждались проект национального стандарта СФО 32 «Финансовые инструменты - представление» и проект предлагаемых Советом по МСФО (Великобритания) изменений в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах. Организации, контролируемые государством. Определение связанных сторон» (Exposure Draft of proposed amendments to IAS 24 Related Party Disclosures State-controlled Entities and the Definition of a Related Party).
Менеджер проекта Фонда НСФО по разработке комплекта национальных стандартов Вадим Шелагинов отметил: следуя решению, принятому Советом при концептуальном обсуждении IAS 32, рабочая группа не внесла в подготовленный ею проект СФО 32 концептуальных отклонений от IAS 32. При этом для облегчения восприятия текста СФО 32, и прежде всего для правильного понимания использованного в нем термина «практически нереальный» (not genuine), рабочая группа предлагает в заголовке и тексте соответствующего параграфа добавить ссылку на параграф Руководства по применению, где обсуждается специфический смысл термина not genuine (В тексте МСФО такая ссылка отсутствует). После голосования членов Совета по стандартам по тексту СФО 32, проект стандарта будет опубликован для обсуждения на сайте Фонда НСФО.
Вторым вопросом на повестке заседания были изменения МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах. Организации, контролируемые государством. Определение связанных сторон», предлагаемые Советом по МСФО. Суть изменений сводится к следующему:
1. Отменить требования к раскрытию информации, содержащиеся в параграфе 17 для организаций, контролируемых или находящихся под значительным влиянием государства [в лице органов государственной власти] в отношении операций с другими организациями, контролируемыми или находящимися под значительным влиянием того же государства [его органов], за исключением тех случаев, когда одна из этих организаций «влияет» на другую (для определения случаев влияния предложен открытый список соответствующих условий-индикаторов).
2. Внести изменения в определение «связанных сторон», обеспечивающие:
а) рассмотрение в качестве взаимосвязанных сторон ассоциированной и дочерней компании организации для целей составления индивидуальных или отдельных финансовых отчетностей этих организаций,
б) рассмотрение инвестора – физического лица и контролируемой им или находящейся под его значительным влиянием организации в качестве взаимосвязанных сторон,
в) рассмотрение организации, находящейся под существенным влиянием физического лица и организации, находящейся под существенным влиянием близкого члена семьи этого лица в качестве несвязанных сторон,
г) рассмотрение в финансовой отчетности объекта инвестирования, организации, в которой ее инвестор-физическое лицо является членом ключевого управленческого персонала в качестве связанной стороны,
д) облегчение понимания определения связанных сторон.
3. Внести поправки в некоторые другие параграфы стандарта (в том числе с целью облегчения его перевода на национальные языки).
Проект предлагаемых Советом по МСФО изменений в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах. Организации, контролируемые государством. Определение связанных сторон» (Exposure Draft of proposed amendments to IAS 24 Related Party Disclosures State-controlled Entities and the Definition of a Related Party) можно найти здесь: http://www.iasb.org/NR/rdonlyres/8D8FF054-4DCE-45B9-BEEC-639D7CD2C480/0/IAS24.pdf.
Рабочая группа по подготовке письма-комментария в Совет по МСФО предложила следующие ответы на вопросы документа:
По вопросу 1. Выразить несогласие Совета по стандартам Фонда НСФО, поскольку предложенный подход не может быть обоснован ни с точки зрения полезности информации для пользователей, ни с точки зрения критерия обоснованности затрат. Информация, как минимум, о том, что стороны соответствуют критериям для признания их связанными, важна сама по себе, так как позволяет оценить риски, вытекающие из потенциальной возможности осуществления ими операций на условиях, не соответствующих условиям операций между несвязанными сторонами. Последнее может оказать существенное влияние на финансовое положение и финансовые результаты деятельности. Таким образом, полезность представления данной информации однозначна и отказ от него может быть оправдан только на основе критерия обоснованности затрат. Однако предложенный индикативный метод предполагает проведение значительного объема аналитической работы для обоснования отказа от раскрытия, причем результаты этой работы как раз и являются предметом такого раскрытия. Таким образом, к существенному сокращению затрат введение данного исключения не приведет, следовательно критерий обоснованности затрат здесь неприменим. Кроме того, было бы уместно раскрывать, оказало ли влияние государство [его органы] на операции, осуществлявшиеся между организациями в течение года, и каковы были последствия этого влияния. Однако, если суммы операций между отдельными организациями не являются существенными, информация может раскрываться агрегировано.
По вопросам 2а и 2б. Выразить согласие в принципе, отметив, что было бы более правильным также рассматривать в качестве взаимосвязанных сторон все организации, находящиеся под значительным влиянием инвестора (членов группы инвестора).
По вопросу 2в. Выразить несогласие и предложить рассматривать ассоциированные организации инвестора (членов группы инвестора) в качестве взаимосвязанных сторон.
По вопросу 2г. Выразить согласие, поскольку информация об операциях между организацией, в которой имеется значительная доля участия инвестора, и организацией, в которой он является членом ключевого управленческого персонала, будет полезна прочим собственникам и кредиторам, так как в принципе эти организации могут взаимодействовать на условиях, не соответствующих концепции «справедливой стоимости».
По вопросу 2д. Выразить согласие в принципе. Однако в свете предложений по пунктам 2а, 2б и 2в представляется нецелесообразным исключать физических лиц, упомянутых в пункте (a)-(iii) определения связанных сторон в предлагаемой СМСФО редакции AIS 24, из перечисления в пункте (b)-(vi) той же редакции. Фактически речь идет об установлении статуса связанных сторон для «ассоциированных компаний» или «совместных предприятий» физического лица, то есть компаний, в которых одно физическое лицо имеет значительное число долей с правом голоса или которые совместно контролируются им либо находятся под его значительным влиянием.
По вопросу 3. Поддержать деятельность Совета по МСФО по совершенствованию текста существующих МСФО с целью облегчения их восприятия и перевода на национальные языки, однако предложить свои редакции по некоторым из обсуждаемых поправок.
Проект письма-комментария по изменениям в IAS 24 будет рассмотрен Советом по стандартам на следующем заседании.