Обсуждение проекта закона регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности"

08 Июль 2005

 

Законопроект направлен на концептуальное изменение действующей системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности путем усиления роли экспертного сообщества с целью защиты прав инвесторов на получение качественной информации.

Достичь этой цели предлагается путем создания независимого профессионального негосударственного органа регулирования, решения которого после одобрения уполномоченным государственным органом будут получать силу нормативно-правового акта. Законопроект содержит перечень требований к негосударственному органу регулирования, способных обеспечить эффективный и прозрачный процесс принятия решений. Роль государственных органов предлагается ограничить определением негосударственного органа регулирования и правом вето, что отвечает принципам предложенной Президентом РФ административной реформы.

Кроме того законопроект устанавливает конкретные сроки перехода отдельных категорий организаций на международные стандарты финансовой отчетности и предоставляет организациям, составляющим отчетность по МСФО по требованию закона или в добровольном порядке, право не составлять финансовую отчетность по национальным стандартам (ПБУ).

На круглом столе был представлен проект подготовленной Фондом НСФО Концепции системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, обосновывающей положения законопроекта.

На основании анализа международного опыта разработчики проекта Концепции пришли к заключению, что эффективной сегодня может быть только система, удовлетворяющая следующим принципам: независимость, профессионализм, прозрачность принимаемых решений, эффективные процедуры, включенность в международные процессы стандартизации, обеспечение государственного суверенитета, единство центра принятия решений. По мнению Фонда НСФО, действующая в России система не удовлетворяет данным принципам. Проект Концепции предлагает ряд мер по ее совершенствованию:

 ·                     Независимость может быть обеспечена созданием негосударственного органа регулирования (требования к которому будут определены законом) и передачей функций по регулированию бухучета от фискального органа - Министерства финансов РФ к органу, регулирующему экономику или финансовые рынки, то есть ФСФР или Минэкономразвития.

·                     Профессионализм может быть обеспечен избранием членов негосударственного органа регулирования на конкурсной основе, введением в его состав составителей, пользователей и аудиторов финансовой отчетности.

·                     Прозрачность будет достигнута за счет открытого обсуждения проектов нормативно-правовых актов, принятия стандартов голосованием и публичного обоснования принятых решений. 

·                     Применение эффективных процедур, аналогичных используемым Советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО, IASB), позволит оперативно принимать требуемые экономической ситуацией изменения стандартов.

·                     Современная ситуация требует активного включения представителей России в международный процесс стандартизации через участие в работе СМСФО.

·                     Сегодня банки и листинговые компании применяют МСФО напрямую – без официального одобрения каждлго вновь принимаемого международного стандарта.  Функции одобрения международных стандартов должна взять на себя система регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, что будет являться более гибким механизмом обеспечения государственного суверенитета в сфере бухгалтерского учета.

·                     Единство центра принятия решений позволит установить общий комплект стандартов для всех коммерческих организаций, что ликвидирует необоснованные барьеры движению капитала между отраслями экономики.

"Законопроект "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" направлен на повышение доверия между участниками финансового рынка, увеличение инвестиций и, таким образом, на содействие качественному экономическому росту, - заявил ведущий круглого стола председатель Правления Фонда НСФО, депутат Госдумы Андрей Буренин. - Качественный закон может родиться только в открытом диалоге общественности и всех ветвей власти"