II НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

31 Декабрь 2006

             31 января 2006 года состоялся второй Национальный конгресс "Современный этап реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: анализ и перспективы", организованный Фондом НСФО.

А. Буренин, председатель Правления Фонда НСФО
Е. Ясин, председатель Попечительского Совета Фонда НСФО

Целью Конгресса стало обсуждение позиций всех сторон, вовлеченных в реформу бухгалтерского учета и финансовой отчетности, по ключевым вопросам реформы: подходы к реформированию действующей системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности; механизмы внедрения международных стандартов финансовой отчетности в правовую систему  РФ; влияние внедрения новых стандартов отчетности на налоговую систему; построение системы обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности; готовность экономического сообщества к использованию международных стандартов финансовой отчетности.

           Открыл работу Конгресса председатель Попечительского совета Фонда НСФО Евгений Ясин. В реформировании бухгалтерского учета и отчетности в России чрезвычайно важна роль бизнеса, отметил он, так как именно он более всего заинтересован в стройной и прозрачной системе финансовой отчетности. Внедрение на российских предприятиях качественной отчетности может решить не только проблемы конкуренции и сотрудничества с иностранными инвесторами, но и проблему взаимодействия партнеров внутри страны.

А. Шохин, президент РСПП

          Позицию бизнеса по вопросам реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности представил президент РСПП Александр Шохин. Применение МСФО можно считать критерием успешности бизнеса, переход на МСФО неизбежен, подчеркнул А.Шохин. Однако напрямую внедрять международные стандарты затруднительно - система МСФО не ориентирована на правовую систему конкретной страны, требуется принятие рамочного закона, вводящего ее в российское правовое поле. Подготовленный Фондом НСФО законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» полностью соответствует этой задаче, отметил он. Кроме того, сегодня внедрение МСФО доступно только крупному бизнесу, так как затраты при переходе на международную отчетность слишком высоки, государство должно «снизить это бремя» для среднего и малого бизнеса.

Председатель Правления Фонда НСФО Андрей Буренин представил участникам Конгресса разработанный фондом законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Законопроект, призванный заменить действующий закон «О бухгалтерском учете», был внесен в Госдуму в декабре 2005 года. Законопроект является результатом года напряженной работы большого числа экспертов, представляющих пользователей, аудиторов, составителей финансовой отчетности и научное сообщество, отметил А.Буренин.

Л. Шнейдман, директор Департамента регулирования
государственного финансового контроля,аудиторской
деятельности и бухучета Минфина
РФ
Т. Парамонова, первый заместитель Председателя Банка России

Проведенный рабочими группами Фонда НСФО анализ результатов предыдущих реформ и текущего положения дел наглядно показал, что первоисточником проблем являются объективные недостатки действующей системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые сводят на нет любые попытки реформирования. Законопроект направлен на принципиальное изменение действующей системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности путем усиления в ней роли экспертного сообщества. Достичь этой цели предлагается через создание независимого профессионального негосударственного органа регулирования, решения которого после одобрения уполномоченным государственным органом будут получать силу нормативно-правового акта.  По мнению Фонда НСФО, принятие законопроекта позволит в течение одного-двух лет создать в России систему стандартов, полностью соответствующих МСФО. 

Альтернативный законопроект «Об официальной бухгалтерском учете», разработанный Министерством финансов РФ, представил участникам Конгресса директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина РФ Леонид Шнейдман. По его мнению, законопроект должен содержать требования как к системе регулирования, так и к ведению бухучета. Как сообщил Л.Шнейдман, система регулирования бухгалтерского учета, предусмотренная законопроектом, включает органы государственного и негосударственного регулирования.

А. Шаронов, заместитель Министра экономического
развития и торговли РФ

 Негосударственными органами регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются, согласно законопроекту, СРО аудиторов, бухгалтеров, пользователей отчетности, другие некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Роль органов негосударственного регулирования, в частности, состоит в разработке национальной программы издания стандартов, разработке и экспертизе проектов стандартов. Государственные органы регулирования должны выполнять функцию по приданию официального статуса тем проектам, которые разрабатываются органами негосударственного регулирования. Законопроект Минфина предполагает совершенствование национальных стандартов с целью их приближения к МСФО и прямое внедрение МСФО для консолидированной финансовой отчетности групп компаний.

Первый зампред ЦБ РФ Татьяна Парамонова рассказала об опыте внедрения МСФО в российских банках, отметив, что переход оказался полезным для оздоровления российской банковской системы. Т.Парамонова уверена, что не нужно противопоставлять национальные и международные стандарты, необходимо упростить и модернизировать составление финансовой отчетности по МСФО.

О. Вьюгин, руководитель Федеральной службы
по финансовым рынкам РФ

Заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов в своем выступлении отметил, что МЭРТ придает большое значение вопросам корпоративной отчетности российских компаний. Основным приоритетом здесь является закрепление перехода на МСФО. Однако внедрение МСФО не должно носить поверхностного характера, иначе это только увеличит общий объем отчетности предприятий. В своем выступлении А.Шаронов уделил большое внимание развитию саморегулирования ряда профессий, носящих публично-правовой характер: арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, бухгалтеров.  А.Шаронов поддержал общую концепцию законопроекта «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», сообщив, что МЭРТ готов подключиться к работе над ним.

           Руководитель ФСФР Олег Вьюгин подчеркнул значимость реформы: «Отчетность по ПБУ не отвечает целям и задачам инвесторов». О.Вьюгин  призвал Минфин «прислушаться к мнению Фонда НСФО», отметив, что противоречия законопроектов не носят непримиримого характера.

Начальник управления налогообложения прибыли  ФНС Олег Хороший и начальник управления статистики цен и финансов Федеральной службы государственной статистики Ирина Горячева рассказали о задачах, стоящих перед их ведомствами в условиях внедрения МСФО.  Они отмечали свою озабоченность сохранением в ходе реформы российского бухучета единой информационной базы о состоянии российских предприятий, из которой ведомства могли бы получать интересующие их данные.

Налоговым последствиям перехода на МСФО посвятил свое выступление председатель Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов.

Участники Конгресса: руководители бухгалтерских и
финансовых служб, представители госорганов,аудиторы,
преподаватели профильных ВУЗов

Об опыте внедрения МСФО в Европе рассказали  директор PriceWaterhouseCoopersМарио Мацидовски, член экспертной группы EFRAGФранцуаза Флорес и  член комитета по МСФО Института профессиональных бухгалтеров Наталья Айрапетова.

Заведующий кафедрой бухгалтерского учета Финансовой академии Виктор Гетьман подчеркнул в своем выступлении важность образовательной составляющей в процессе внедрения МСФО.

Заместитель председателя Правления Фонда НСФО Михаил Киселев представил участникам Концепцию системы обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности, подготовленную рабочей группой Фонда НСФО под его руководством.

С анализом механизмов внедрения  МСФО в правовую систему РФ выступил заместитель директор департамента бухгалтерского консалтинга ФБК, руководитель рабочей группы НСФО Игорь Сухарев.

Позиция аудиторов по вопросам внедрения МСФО в практику российских компаний была представлена Аскольдом Бириным (ФБК) и Сергеем Харитоновым (МАРИЛЛИОН).

С докладом «О разработке российских федеральных стандартов оценка на основе МСО и МСФО» выступил руководитель секции по методологии и стандартам Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ Георгий Микерин.