Влияние внедрения МСФО в РФ на смежные области государственного регулирования

Фонд НСФО вынес на обсуждение аналитический доклад «Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации на смежные области государственного регулирования», подготовленный рабочей группой НСФО под руководством Игоря Сухарева,  заместителя директора департамента бухгалтерского консалтинга аудиторской компании ФБК.

 

Цель доклада - исследование возможного влияния внедрения МСФО на регулирование фондового рынка, построение экономической политики, государственную статистику, антимонопольное регулирование, контроль за несостоятельностью.

 

Рабочая группа Фонда НСФО пришла к следующим заключениям:

 

1.                  Основной причиной низкого качества отчетности российских организаций на сегодня является несовершенство национальной системы регулирования бухгалтерского учета. Действующая в России система не позволяет обеспечить эффективное внедрение МСФО.

2.                  Характер влияния перехода на МСФО на смежные сферы государственного регулирования зависит от применяемых юридических механизмов перехода.

3.                  Существует более десятка возможных юридических механизмов перехода на МСФО, наиболее оптимальными из которых являются принятие официального перевода международных стандартов или инкорпорирование требований МСФО в систему национальных стандартов.

4.                  При условии изменения российской системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности вариант инкорпорирования требований МСФО в систему национальных стандартов предпочтительнее варианта прямого применения международных стандартов.

5.         При условии выбора эффективного механизма перехода на МСФО на большинство сфер государственного регулирования он окажет позитивное воздействие.

6.                  Реформирование бухгалтерского учета необходимо строить, принимая во внимание самостоятельность бухгалтерского права и его преобладающий частно-правовой характер. Бухгалтерские нормы имеют свой терминологический аппарат и строятся на специфических принципах, не совпадающих с другими отраслями законодательства, в частности – гражданского и налогового.

7.                  Цели большинства пользователей финансовой отчетности несовместимы с целями расчета налогов. Поэтому расчет налогов должен основываться на самостоятельных строго формализованных правилах. Эти правила могут по существу совпадать с правилами расчета показателей финансовой отчетности, и к такому совпадению следует стремиться для минимизации затрат на ведение учетов.  Но правила расчета налогов и показателей финансовой отчетности должны регулироваться различными источниками.

8.                  Сегментарное применение МСФО только в отношении консолидированной  отчетности нецелесообразно, как и в отношении любого другого аспекта бухгалтерского учета.

9.                  Реформирование национальной системы регулирования бухгалтерского учета потребует внесения поправок в смежные области законодательства.

Аналитический доклад "Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации на смежные области государственного регулирования"